Фотограф и исследователь Михаил Петров в своем интереснейшем проекте «Забвение», подготовленном для «Мосленты», рассуждает на тему уничтожения московских кладбищ. Исследователь рассказывает, что в конце XVII века в столице было свыше 300 кладбищ. На сегодняшний день их количество сократилось до 120. На утерянных территориях сейчас располагаются дома, офисные здания, парки - места, где гуляют, живут и работают люди. Но время от времени кладбища напоминают о себе, когда при прокладке современных коммуникаций случайно вскрываются захоронения.
В своем проекте Петров рассказывает, как однажды совершенно случайно он заметил любопытную деталь в описании объекта, расположенного в нынче очень престижном для проживания районе Москвы. Там утверждалось, что в процессе строительства этого здания из земли было извлечено огромное количество человеческих костей. Позже исследователь выяснил, что с 1771 по 1948 год в этом районе располагалось старинное Дорогомиловское кладбище - одно из крупнейших кладбищ столицы, возникшее в результате эпидемии чумы. Интересен факт, что именно в районе этого места, на «совершенно безлюдном кладбище в районе Дорогомилова», отталкиваясь от романа «Мастер и Маргарита» Михаила Булгакова, Азазелло назначил Маргарите встречу перед тем, как отвести ее на бал к Воланду.
Оказывается, урбанизация советского периода наряду с практикуемой властями антирелигиозной политикой, уничтожила целые пласты истории столицы. Примеры ликвидации храмов и деревень многим известны, но немногие знают об исчезновении кладбищ. Согласно различным источникам, перезахоронения в этих случаях практически не проводились. Демонтаж ограничивался сносом надгробных плит, которые шли потом на придорожные бордюры или облицовку станций метрополитена.
Причин для подписания властями приказов об уничтожении озвучено было много. Иногда это объяснялось необходимостью освобождения территории под застройку. Но были и случаи, когда ликвидировались кладбища, возле которых было предостаточно свободных площадей. Таковым было, например, Семеновское кладбище, разрушенное с целью строительства цехов завода авиационных двигателей «Салют».
Еще одной из причин, приведенной в пример Петровым, было превращение территорий в парки или скверы. Например, Лазаревское кладбище, которое стало Фестивальным парком и кладбище при Покровском монастыре, которое превратилось в Таганский парк. Или нынешний Новослободский парк, на месте которого ранее располагалось кладбище при уничтоженном Скорбященском монастыре.
А порой за ликвидацией и вовсе не следовало никаких действий. Территории вскоре зарастали и превращались в неухоженные зеленые массивы. Таковыми стали Дегунинское и Крылатское кладбища. Последнее, по официальной версии, было уничтожено в ходе подготовки Москвы к Олимпийским играм 1980 года. Аналогичный предлог использовался при уничтожении расположенного в противоположной части города Дьяковского кладбища, следы которого и сейчас можно найти в Коломенском парке.